Мастер-класс

Уважаемые коллеги,

педагогический коллектив МБОУ лицея № 1 предлагает мастер-класс по теме «Педагогическое проектирование как способ инновационного преобразования педагогической среды в работе с одаренными и высокомотивированными детьми»

Мы предполагаем, что изучение предложенного  материала позволит участникам мастер-класса создать модель своего педагогического проекта.

Путеводитель для участников по материалам мастер-класса

Модель построения педагогического проекта

Цель: изучить теоретические основы своего будущего проекта.

          Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий    традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем педагогической деятельности; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования,  умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической деятельности.

            Проектное управление – это неотъемлемый элемент современной системы менеджмента. Множество отечественных и зарубежных компаний пользуется проектным менеджментом для повышения качества производимой продукции и услуг.

Любой проект характеризует Уникальность (проект — это то, что создается впервые). Ограниченность по времени (у проекта всегда указаны сроки его реализации). Целенаправленность (проект всегда выполняется для решения конкретных задач, выраженных, как правило, в количественных единицах измерения). 

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Виды педагогического проектирования: социально-педагогическое; психолого-педагогическое; образовательное.

Типы проектов:

— исследовательские.  Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

— творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

— игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

— информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа — проекты, педагогические блоги.

— практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы.

 Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Проектирование педагогической системы. Примерами системы могут служить концепция детской одаренности, духовно-нравственного воспитания, образовательные программы, планы воспитательной работы.  

Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования (поурочные планы, планы воспитательных мероприятий, внеурочные мероприятия). Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы. Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

 Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап — моделирование;

II этап — проектирование;

III этап — конструирование.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования.

Содержание первого этапа деятельности: любая педагогическая деятельность начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся.

Второй этап: Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.

 

Цель: используя предложенный ресурс пройти по этапам педагогического проекта.

Как разработать педагогический проект

 

Цель: ответить на вопросы теста на знание теории педагогического проектирования.

            Тест на знание теории педагогического проектирования

 

Цель: познакомиться с опытом работы учителей лицея, рассмотреть предлагаемые проекты по структурным компонентам, отметить то, что может пригодиться в работе над своим проектом.

МБОУ лицей № 1

1.Система работы по повышению уровня профессиональной компетентности учителей лицея в работе с одаренными и высокомотированными детьми

Зеленкова С.Г., директор МБОУ лицея № 1 

  2. Мастер-класс учителя русского языка и литературы Немеш Н. А.: «Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования метапредметных компетенций   учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету»

3. Педагогический проект «В фокусе будущего» (система работы с одаренными и высокомотивированными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 1 г. Комсомольска – на – Амуре)

     4. Научное сообщество «РАЦИО», руководитель Рожко Н. В., учитель начальных классов

      5. Научное общество учащихся «ИнТал», руководитель Немеш Н. А., учитель русского языка и литературы

   6. Модуль эпистемотеки, руководитель Кравец Е. В., учитель истории и обществознания

   7. Социальный проект по развитию предпринимательской деятельности школьников «Креатив- студия «Олимп», руководитель Лоевец Е. В., учитель истории и обществознания

   8. Социально-творческий проект «3D»(Делай добрые дела), руководитель Перепелкина О. И., учитель русского языка и литературы

    

   9. Педагогический проект «Сценарий мероприятия»

Цель: ответить на вопрос.

Какой тип педагогического проекта вы предпочли бы для разработки:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 

Цель: сформулировать варианты результатов и продуктов своего проекта.

Продукты проектной деятельности участников образовательного процесса

     1. Глазкова Елизавета,  11 класс:

   2. Портфолио НОУ «Нанотехнологии»

   3. Продукты работы НОУ «ИнТал»

  4. Группа на сайте «В фокусе будущего»  

   5. Освещение в СМИ

 

 

 

Цель: Построить модель проекта, реализация которого позволит мне организовать продуктивную работу с одаренными, способными и высокомотивированными детьми.

Заполните таблицу структурных компонентов своего будущего проекта

 

Цель: оформить модель своего проекта в форме интеллект- карты, прикрепив ее на форуме мастер-класса.

Для работы на форуме мастер-класса

необходимо зарегистрироваться на нашем сайте!

Уважаемые участники мастер-класса, организаторам этого мероприятия очень интересно ваше мнение о нашей работе!

Предложения о сотрудничестве приветствуются!!!

2+